Выяснение отношений с помощью физической силы считается сугубо мужским делом, однако, в истории сохранилось немало случаев, когда дамские споры заканчивались с оружием в руках. Конечно, женские дуэли не были так распространены, как мужские, но, зачастую, были более хитроумными и жестокими.
Женская дуэль, о которой впоследствии слагали легенды, состоялась во Франции в первой половине 17 века. Ее участницы – маркиза де Несль и графиня де Полиньяк. Дамы дрались на шпагах за благосклонность герцога Ришелье. Дуэль проходила во всем правилам, с привлечением секунданток, и закончилась победой графини, которой удалось ранить противницу в ухо.
Наибольшее распространение дамские поединки получили в середине 17 века в Европе. Женщины дрались на пистолетах, шпагах, кинжалах. Причем поводом могло стать все, что угодно: от дележа любовников до косого взгляда. Жестокость этих драк поражает: 8 из 10 заканчивались смертью одной из женщин (в то время как в мужских дуэлях лишь 4 из 10 приводили к смертельному исходу).
В женских дуэлях часто отступали от правил. Секундантки могли присоединиться к дерущимся соперницам, кончики шпаг и кинжалов смазывали ядовитыми составами, дуэли на пистолетах продолжались до тех пор, пока одна из женщин не была ранена или убита.
В исторических хрониках Германии сохранился случай поединка на шпагах немецкой принцессы Софьи Фредерики Августы Ангальт-Цербстской и ее родственницы, Анны Людвиги Анхальт. Обеим на тот момент было по 15 лет. Впоследствии, Софья Фредерика, став императрицей России Екатериной II, фактически ввела моду на дамские дуэли в России. Известно, что лишь за 1765 год состоялось двадцать таких дуэлей, а на восьми из них секунданткой была сама Екатерина II.
Благо, императрица была сторонником принципа “до первой крови”, поэтому смертельных исходов за все время ее правления зафиксировано только три.
В эпоху Екатерины II женские дуэли прочно укоренились в обществе, причем особенно полюбились они дамам петербургского высшего света. Чаще всего местом их проведения выбирали дамские салоны. Так, например, в салоне госпожи Востроуховой только за один год случилось 17 дуэлей.
Во Франции в то же самое время ввели моду на женские дуэли в полуобнаженном виде. По мнению современниц, это добавляло действу пикантности.
Особенно жестокими были дуэли на почве ревности. Принцип “до первой крови” в этом случае часто не устраивал ни одну из сторон, ведь лишь смерть соперницы могла “расчистить” путь к избраннику.
Приятельские отношения Жорж Санд (псевдоним Амандина Аврора Люсиль Дюпен ) с композитором Листом привели ее дуэли с графиней Марией д’Агу, возлюбленной композитора. Д’Агу в порыве ревности вызвала Санд на дуэль. “Оружием” были выбраны острые ноготочки дам. Поединок состоялся в доме Листа. Ошеломленный хозяин дома скрылся в своем кабинете и вышел лишь после того, как драка закончилась. Дуэль закончилась вничью, но Жорж Санд сочла за благо уйти с пути ревнивой графини.
В общем, женщины – не всегда мирные домашние создания, иногда они способны превращаться в разъяренных фурий, сражающихся не на жизнь, а на смерть.