Как воспитывали настоящих женщинв закладки 27
Появлению женского образования в России мы обязаны Екатерине II. По ее указу и проекту Ивана Бецкого в 1764 году был основан Смольный институт благородных девиц.
Как любое учебное заведение, Смольный имел свой устав. Представляем некоторые его правила.
Девочки поступали в заведение в 6-летнем возрасте и оставались там до 18-ти лет. Родственники подписывали соглашение, обязуясь не требовать её возвращения в семью раньше этого времени. В противном случае никто не гарантировал, что девочка получила сообразное с ожиданиями образование и воспитание. Устав института был строг — девушки жили по четкому распорядку дня, а видеться с родными могли только по выходным и праздникам и только в присутствии начальницы.
Медосмотр
Набор воспитанниц осуществлялся каждые 3 года. Если по каким-то причинам освобождалось место, Уставом было запрещено принимать учениц со стороны — что не позволяло чуждому духу потревожить сложившийся в Училище уклад.
Существовало четыре класса по возрастам, для каждого из которых была своя форма. С 6 до 9 лет носили коричневую, с 9 до 12 — голубую, с 12 до 15 — серую, а с 15 лет и до выпуска носили белую форму. Первый класс делился на четыре части (каждой давалась своя учительница). Девочки-малышки учились танцевать, вязать и шить. Изучали Закон Божий и катехизис, правила хорошего тона, русский и иностранный языки, арифметику, рисование, музыку вокальную и инструментальную. Во втором классе к числу изучаемых предметов прибавляется география, история и домоводство.
Урок рукоделия
Также полагалось научиться навыкам самообслуживания, таким как содержание в порядке своих волос и одежды. Третий класс делился на две части. В программу обучения добавляется, говоря современным языком, литература («чтение исторических и нравоучительных книг»), основы архитектуры и геральдики. Девочки приступают к ведению хозяйства (наблюдение на кухне, составление смет, самостоятельное шитьё для себя белья и платья из предоставленной материи). Начальство поощряет воспитанниц к написанию пьес для постановки их своими силами.
Занятия гимнастикой
И, наконец, в выпускном классе завершается изучение Закона Божия и остальных наук, через повторение и закрепление. Особое внимание уделяется практической деятельности по ведению хозяйства — девушки ведут запись расходов, ведут переговоры с поставщиками товаров, оценивают качество последних и производят расчёты и помогают учительницам в воспитании младших детей. Всё это призвано дать девушкам навыки и умения, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, «в каком бы состоянии им жить ни случилось»…
Спальня
Питание в Смольном было скудным, дабы избежать «излишеств». Пример меню Института благородных девиц во второй половине XIX века: утренний чай с булкой, на завтрак кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон, в обед жидкий суп без мяса, на второе — мясо из этого супа, на третье — маленький пирожок и вечерний чай с булкой.
В посты рацион становился еще скуднее: на завтрак давали шесть маленьких картофелин, или три средних, с постным маслом и кашу-размазню, в обед был суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, прозванной голодными институтками «мертвечиной», и постный пирожок.
Столовая института
К личности учительницы Устав предъявляет чрезвычайно высокие требования. Именно педагогу надлежит «подавать примеры отличной добродетели, превосходного достоинства», действовать более благоразумием, кротостью и «непринуждённой весёлостью», чем строгостью. Всеми силами учительница стремится не допустить в воспитанницах и вида «всего того, что скукою, грустию или задумчивостью назваться может»!
Главным врагом детского развития Екатерининский Устав справедливо объявляет праздность и побуждает учителей прививать воспитанницам охоту к чтению полезных книг, в том числе на иностранных языках. С первых лет предлагается задавать для выучивания наизусть краткие истории, которые детки могли бы пересказывать потом друг другу.
Учителя мужского пола или мастера, привлекаемые в случае нужды к преподаванию в Училище, ведут уроки строго в присутствии учительницы или надзирательницы, не отклоняясь от темы занятий. Интересно отметить, что в «штатном расписании» Училища числятся по 5 священников и дьяконов.
Не стоит думать, что воспитанницы закрытого учебного заведения вели замкнутый образ жизни и не смели рта раскрыть без приказ. По воскресеньям в институт приезжали дамы из общества и молодые люди. Воспитанницы давали концерт, разыгрывали спектакль, или же время посвящалось просто приятному разговору. Иногда устраивались балы, на которые приглашали кадетов. Воспитанницы старших классов должны были уметь играть роль учтивых хозяек. Устав требовал от них приветливости и благородства не только в обращении с равными себе людьми, но и самыми низшими. Даже такой строгий ритуал, как приём пищи в молчании, не обходился без исключений. Иногда дозволялось перекинуться словом, а «буде которая девица сделает какое остроумное замечание», то ей было позволено сообщить свою мысль всему классу для назидания.
Чаепитие с гостями дома
Главным событием в жизни воспитанниц был публичный экзамен, на котором присутствовали члены императорской семьи. При выпуске всем девушкам выдавались аттестаты. При Екатерине II «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы — получали шесть лучших учениц, при Марии Фёдоровне — десять. Лучшие воспитанницы получали службу при дворе, некоторые становились фрейлинами.
Экзамен на знание хороших манер
Прославляемая в Уставе Училища правая вера, радостный осмысленный труд, всестороннее практическое образование и доброжелательное отношение к людям без разбора их достоинств — это те уроки жизни, которые дали целую плеяду русских женщин — носительниц высоких идеалов чистоты, благородства, человеческого достоинства, веривших в то, что эти идеалы осуществимы, несмотря на все тяготы жизни. Ведь не случайно, что потом именно из «смолянок» вышли жены декабристов, без колебаний отравившиеся за своими мужьями на каторгу в Сибирь. Возник образ русской женщины, в котором находили потом свое вдохновение Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой.
-
Murvalad4 г. назад
Ни какая воспитания не может изменить характер человека. У человека характер формируется в животе матери. Характер не может меняться. Это аксиома.
ОтветитьОтмена
Просто получая хорошое воспитании и образовании, человек может имитировать под хорошего. Но в критическом положение он выдаёт себя, какой он человек в самом деле.-
-
-
Татьяна4 г. назад
Бейбит, вы прослеживали эти черты потому что старшее поколение подавало пример жадности и лжи младшему. Среда и воспитание. Но одна из лгуний могла быть шустрой и жизнерадостной, а другая медлительной и обстоятельной- это уже черты темперамента. Лживость и жадность- черты характера, они воспитываются, а вот живость или медлительность- это темперамент, с ним мы рождаемся. Надеюсь, понятно объяснила?
ОтветитьОтмена
-
-
-
Lmelnikova48@rambler>ru4 г. назад
Эту статью надо прочесть министру образования и Калине И.И.
ОтветитьОтмена
Пусть вернут в школы труд, добавят часы литературы и отменят зомбирующее детей ЕГЭ.
Не согласна с Татьяной. Готовили высоко образованных женщин, хранительниц домашнего очага, достойных воспитательниц своих будущих детей. Этими женщинами гордилась Россия.-
Татьяна4 г. назад
Lmelnikova48@rambler>ru, эти хранительницы домашнего очага к реальному очагу дорогу не знали, детей своих с рождения всучали нянькам да кормилицам- им их для поцелуя на минутку раз в сутки приносили. Сами они не способны были даже за собой ухаживать, настолько беспомощными и нелепыми делало их подобное “воспитание”. Кем там было гордиться?
ОтветитьОтмена
-
-
Ершов4 г. назад
Да, было прекрасное время. Не то, что нынешнее повсеместная тупость, жлобство и вдобавок ко всему от лени сведение на нет элементарной личной гигиены. Не говоря уже о каком либо чувстве собственного достоинства. Одни торгашки повсеместно, не зависимо от социального уровня. Торгуют всем чем могут; совестью, телом и т.д.
ОтветитьОтмена-
-
Ершов4 г. назад
Торгаши, проститутки и прочее подмастерье были всегда. Суть, в том, что они не “рулили”, не рассказывали другим, как жить, что хорошо, что плохо в обществе. Были всего лишь определенным дополнением в жизни. Раньше было стыдно говорить о таком занятие, сейчас продать – купить, самое главное в жизни многих.
ОтветитьОтмена-
Татьяна4 г. назад
Ершов, с каких это пор купцовство было постыдным занятием? Никогда не было и купчихи часто были очень хорошими помощницами своим мужьям в делах, а часто овдовев или унаследовав после отца дело вели весьма крепкой рукой все торговые дела- на зависть мужикам и в достаток семье.
ОтветитьОтмена-
-
Наталья4 г. назад
Татьяна, Дорогие мои! Все профессии нужны, все профессии важны! Профессию проститутки исключаю!!!! Но! РЕЧЬ ИДЕТ О КУЛЬТУРЕ!!! ЭТО НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ОТСУТСТВУЕТ НАПРОЧЬ!!! Причем бездари, невежды…не понимая того ДОКАЗЫВАЮТ БЕЗ СТЕСНЕНИЯ О СВОЕМ ПРЕВОСХОДСТВЕ. А над кем? Над чем?…..НАД ВСЕМ МИРОМ??? Ну согласитесь…..НЕТ КУЛЬТУРЫ НИ В ЧЕМ И НИГДЕ!!! (прошу учесть…ничего личного)
ОтветитьОтмена
-
-
-
-
Виталий4 г. назад
Такие пансионаты были для девочек и мальчиков во многих странах. Родители отдавали туда детей не только для воспитания, но и для учебе жизни. Как правило, выходя оттуда, они к родителям не возвращались, становились самостоятельными. Конечно, родители им помогали первоначально. Почитайте “Сакура и дуб” Всеволода Овчинникова, там это познавательно описано.
ОтветитьОтмена -
-
Tamara4 г. назад
Однобокий взгляд на поднятый вопрос. Честно говоря даже заголовок статьи мне не понравился. Настоящая женщина воспитывает себя сама всю жизнь, если она этого хочет, также как и настоящий мужчина. В статье ничего нового нет. Все давно об этом написано и известно. А суть вопроса? Что хочет сказать автор этой статьей? Что в императорской России воспитывали настоящих женщин? Я не поняла в чем заключалась их “настоящесть” И кто такая настоящая женщина. Вопрос к автору статьи: “Какими качествами должна обладать настоящая женщина?” И ответ от меня: “Настоящей, умной, развитой, внимательной, а главное сердечной, женщина может стать в любое время и самостоятельно, если она этого захочет.
ОтветитьОтмена-
Run4 г. назад
Tamara, в том-то и дело-“если захочет”. А хотят все меньше. Посмотрите, что пишут и выкладывают девушки-как намазала физиономию очередным средством от чего-то, купила очередную тряпку и сделала сэлфи со всех ракурсов, со стилем изложения а-ля питекантроп и массой ошибок. Конечно, есть нормальные-интересные, грамотные, творческие, но первых гораздо больше. А все начинается с детства. Правильное воспитание- большое дело.
ОтветитьОтмена-
-
Run4 г. назад
Татьяна, т.е. для семьи нужна именно тупая самка с 2 прямыми извилинами? Ну с кем интереснее мужчине-мужу-вопрос не для этой темы. Но насчет детей…Я долго живу на свете и убеждалась многократно- дура-мать не может воспитать нормального интересного человека, а только такую же ограниченную личность, как и она сама. Единственное, что может помочь-отдавать детей в пансионы, где им дадут то, что мамашка дать просто не в состоянии.
ОтветитьОтмена
-
-
Подписка
Brought to your by BoltAI. BoltAI is the best ChatGPT app for macOS. Download now.