Пронзительные мысли о людях (наблюдения из лагерной жизни)в закладки 34
Варлам Тихонович Шаламов – поэт, писатель, посвятивший большую часть своего творчества литературным циклам о советских лагерях, в которых провел двадцать лет. Впервые он был осужден в 1929 году за участие в троцкистской группе, второй раз – в 1937 году за “контрреволюционную троцкистскую деятельность”, в третий раз, в 1943 году – за антисоветскую агитацию. В 1955 году был реабилитирован.
Помимо его стихов и рассказов, интересны наблюдения, которые он вынес из лагерной жизни – пронзительные и очень точные.
Варлам Шаламов, “Что я видел и понял в лагере”.
Чрезвычайную хрупкость человеческой культуры, цивилизации. Человек становился зверем через три недели — при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях.
Главное средство растления души — холод, в среднеазиатских лагерях, наверное, люди держались дольше — там было теплее.
Понял, что дружба, товарищество никогда не зарождается в трудных, по-настоящему трудных — со ставкой жизни — условиях. Дружба зарождается в условиях трудных, но возможных (в больнице, а не в забое).
Понял, что человек позднее всего хранит чувство злобы. Мяса на голодном человеке хватает только на злобу — к остальному он равнодушен.
Понял разницу между тюрьмой, укрепляющей характер, и лагерем, растлевающим человеческую душу.
Понял, что сталинские «победы» были одержаны потому, что он убивал невинных людей — организация, в десять раз меньшая по численности, но организация смела бы Сталина в два дня.
Понял, что человек стал человеком потому, что он физически крепче, цепче любого животного — никакая лошадь не выдерживает работы на Крайнем Севере.
Увидел, что единственная группа людей, которая держалась хоть чуть-чуть по-человечески в голоде и надругательствах, — это религиозники — сектанты — почти все и большая часть попов.
Легче всего, первыми разлагаются партийные работники, военные.
Увидел, каким веским аргументом для интеллигента бывает обыкновенная плюха.
Что народ различает начальников по силе их удара, азарту битья.
Побои как аргумент почти неотразимы (метод № 3).
Узнал правду о подготовке таинственных процессов от мастеров сих дел.
Понял, почему в тюрьме узнают политические новости (арест и т. д.) раньше, чем на воле.
Узнал, что тюремная (и лагерная) «параша» никогда не бывает «парашей».
Понял, что можно жить злобой.
Понял, что можно жить равнодушием.
Понял, почему человек живет не надеждами — надежд никаких не бывает, не волей — какая там воля, а инстинктом, чувством самосохранения — тем же началом, что и дерево, камень, животное.
Горжусь, что решил в самом начале, еще в 1937 году, что никогда не буду бригадиром, если моя воля может привести к смерти другого человека — если моя воля должна служить начальству, угнетая других людей — таких же арестантов, как я.
И физические и духовные силы мои оказались крепче, чем я думал, — в этой великой пробе, и я горжусь, что никого не продал, никого не послал на смерть, на срок, ни на кого не написал доноса.
Горжусь, что ни одного заявления до 1955 года не писал (в 1955 г. Шаламов написал заявление на реабилитацию).
Видел на месте так называемую «амнистию Берия» — было чего посмотреть.
Видел, что женщины порядочнее, самоотверженнее мужчин — на Колыме нет случаев, чтобы муж приехал за женой. А жены приезжали, многие (Фаина Рабинович, жена Кривошея)(См. очерк «Зеленый прокурор» Собр.соч., т.I, с. 531-571).
Видел удивительные северные семьи (вольнонаемных и бывших заключенных) с письмами «законным мужьям и женам» и т. д.
Видел «первых Рокфеллеров», подпольных миллионеров, слушал их исповеди.
Видел каторжников, а также многочисленные «контингента «Д», «Б» и т. п., «Берлаг».
Понял, что можно добиться очень многого — больницы, перевода, — но рисковать жизнью — побои, карцерный лед.
Видел ледяной карцер, вырубленный в скале, и сам в нем провел одну ночь.
Страсть власти, свободного убийства велика — от больших людей до рядовых оперативников — с винтовкой.
Узнал, что мир надо делить не на хороших и плохих людей, а на трусов и не трусов. 95% трусов при слабой угрозе способны на всякие подлости, смертельные подлости.
Убежден, что лагерь — весь — отрицательная школа, даже час провести в нем нельзя — это час растления. Никому никогда ничего положительного лагерь не дал и не мог дать. На всех — заключенных и вольнонаемных — лагерь действует растлевающе.
В каждой области были свои лагеря, на каждой стройке. Миллионы, десятки миллионов заключенных.
Репрессии касались не только верха, а любого слоя общества — в любой деревне, на любом заводе, в любой семье были или родственники, или знакомые репрессированы.
Лучшим временем своей жизни считаю месяцы, проведенные в камере Бутырской тюрьмы, где мне удавалось крепить дух слабых и где все говорили свободно.
Научился «планировать» жизнь на день вперед, не больше.
Понял, что воры — не люди.
Что в лагере никаких преступников нет, что там сидят люди, которые были рядом с тобой (и завтра будут), которые пойманы за чертой, а не те, что преступили черту закона.
Понял, какая страшная вещь — самолюбие мальчика, юноши: лучше украсть, чем попросить. Похвальба и это чувство бросают мальчиков на дно.
Женщины в моей жизни не играли большой роли — лагерь тому причиной.
Что знание людей — бесполезно, ибо своего поведения в отношении любого мерзавца я изменить не могу.
Последние в рядах, которых все ненавидят — и конвоиры, и товарищи, — отстающих, больных, слабых, тех, которые не могут бежать на морозе.
Я понял, что такое власть и что такое человек с ружьем.
Что масштабы смещены и это самое характерное для лагеря.
Что перейти из состояния заключенного в состояние вольного очень трудно, почти невозможно без длительной амортизации.
Что писатель должен быть иностранцем — в вопросах, которые он описывает, а если он будет хорошо знать материал — он будет писать так, что его никто не поймет.
-
-
-
-
-
i-j.winter5 г. назад
Лагерь это плохо. Это , в любом случае,экстримальные условия. Сравнивать лагеря можно до бесконечности. Кто и как прошёл их, что “вынес”, кем стал, зависит от человека. Очень много выдающихся людей прошили через Гулаг. Контингент заключённых сильно отличался от контингента сегодняшних лагерей.Мой отец тоже был в Воркуталаге. И я уже писал, что о лагере как “месте для полного и всеобщего растления человеческой личности” никто не упоминал. Меня тут упрекнули, что это не значит, что этого не было. Было и есть, как есть и везде, даже в “тепличных условиях”. Преподносить Шаламова как человека,”доносящего до нас истину” я бы не стал.Например девиз: “Денег нет иди воруй” я слышал и в наши дни от людей не из лагеря. Да и многое другое и всё в самой гротесковой мрачной форме. Изучение Солженицына в школе ? Дело в том, что он пистатель и “домысливал” события. Например восстание на 29 шахте в Воркуталаге, Мой отец со своими друзьями-лагерниками был в это время на 29 шахте.Где-то было не так, где-то было жёстче, но достоверность и оценка “страдали” у Солженицына.Это было бы неважно (каждый видит по-своему, как и Шаламов), но изучать его в школе…Может и правильно, затрудняюсь однозначно ответить.. Мой отец после лагеря был определён на “вечное поселение” в районе Воркуты.А после 56-го года он мог уехать, но не уехал, так и был похоронен в Воркуте.Всё что угодно, а злобы из лагеря он, да и близкие приятели его , не вынесли. Это я знаю точно.
ОтветитьОтмена-
-
-
Галина5 г. назад
i-j.winter, нет,конечно,ни одно наше слово, и даже мысль,не проходят( для нас в первую очередь )бесследно…Как сказано в Евангелии “Всяким словом оправдаешься и всяким осудишься”(не ручаюсь за точность, но смысл таков). Вы же передаете слова свидетеля,человека.на себе испытавшего жизнь лагеря.Это ценно.Я скопирповала ваш комментарий и вставила его в тему в одной группе, где я разные темы (посты) публикую,и уверена,многие обратили внимание на Ваши слова,но как правило,90% читающих не комментируют ,даже если и тема и комментарии людей нравятся и западают в душу,так уж люди устроены.Поэтому всегда пишите и говорите,пока есть желание сказать.
ОтветитьОтмена
“Нам не дано предугадать как слово наше отзовётся…”
-
-
-
i-j.winter5 г. назад
рен, Да вот и я про то же. Соженицын “вовремя выплеснул” по “социальному запросу” свой “Архипелаг Гулаг”. Для многих это было какое-то “открытие”. А я до этого ещё читал его “4 дня из жизни Иван Денисовича”. Был опубликован в “Роман-Газете” (была ещё такая). И что ? Да ничего. Всё как-то на “потребу общества”, но роман прошёл незамеченным (особых обсуждений не было нигде). Во время “перестройки” я слышал и видел пару интервью с Солженицыным и понял (конечно для себя), что это не тот человек, который был бы мне как-то симпатичен.Разочарование и какая-то горечь и сожаление, что именно этот человек “тронул тему лагерей” и приобрёл популярность.. Но “подавали его” как “борца”, как “совесть”… Для меня это не так и я останусь при своём мнении…
ОтветитьОтмена
-
-
-
tigana5 г. назад
..зона ,лагерь ,тюрьма ..всего лишь один из кругов АДА, в котором мы все живём ..,эта планета по определению АД ,здесь всё абсолютно сделано так ,чтобы мучить человека ,дикая жара, адский холод ,если где то есть уголки похожие на рай ,значит там людей будут жрать акулы ,жалить змеи ,там будут самые экзотические болезни ,в этом мире нет людей которые были бы счастливы …,самое интересное – кто же сможет наказать бога за все страдания людей…
ОтветитьОтмена -
-
larryking25 г. назад
…да. Побывав в дерьмодавилке, человек думает, что обрёл какую-то наивысшую жизненную мудрость. На самом деле он там просто озверевает, упрощается и высыхает духовно. Господин Джопуашвили с трубкой организовал лагеря не для жизненной мудрости – а для уничтожения людей. И не надо сейчас преподносить нам мнения тех, кто выжил в этой давилке, как абсолютную мудрость. Не надо. Мы их очень сильно уважаем – но и не более того. Я готов поспорить почти с каждым высказыванием Шаламова. Всё!!! Кончились лагеря. Человеческая душа может жить только в тепле. А подобные публикации только убивают внутренний мир и сам смысл жизни. И всё для чего в итоге?? А чтоб, опять-таки – нас стало меньше. Подумайте, об этом , когда читаете подобные высказывания…
ОтветитьОтмена
Подписка
Brought to your by BoltAI. BoltAI is the best ChatGPT app for macOS. Download now.