Boltai

  • bолтай
  • Главная
  • Сайты
    • Рекомендовано к прочтению
    • Всегда в форме!
    • Наука и жизнь
    • Роскошь и уют
    • Опрос дня
    • Наши дома
    • Рукоделие
    • 6 соток
    • Полезные советы
    • Мой дом
    • Фотоискусство
    • Диеты со всего света
    • Делай деньги
    • Своими руками
    • Вкусные рецепты
    • Все о туризме и отдыхе
  • Закладки
  • Подписки
  • Поддержка
  • Войти
Главная Советские фильмы, рекомендованные к просмотру на западе

Советские фильмы, рекомендованные к просмотру на западев закладки 34

Недавно Гарвардский университет опубликовал список важнейших для истории кинофильмов, рекомендованные студентам к просмотру, в который вошли 20 отечественных картин. Кинокритик Дмитрий Карпюк объяснил, чем так хороши эти картины и почему их столь высоко оценили в Гарварде.

«Киноглаз» (1924 год) и «Человек с киноаппаратом» (1928 год), режиссер — Дзига Вертов

Не совсем понятно, как их можно рассматривать отдельно. Оба фильма подобны бездонному цилиндру фокусника — все возможные кунштюки и технические трюки были придуманы еще в 20-е годы Вертовым, а современные режиссеры восхищаются и заимствуют их до сих пор.

«Броненосец “Потемкин”», режиссер — Сергей Эйзенштейн (1925)

Один из лучших, если не лучший фильм всех времен и народов по мнению многих авторитетных критиков, режиссеров и простых зрителей. Киноведам, безусловно, будет интересен новаторский монтаж и расхватанная на цитаты сцена расстрела на одесской лестнице, но один из самых ярких и болезненных образов в фильме — пробуждение матросов броненосца от рабского сна после того, как их попытались накормить червивым мясом. После такого угощения они словно прозревают самую суть своего существования и вырываются из кокона апатии и послушания. Все остальное уже история, в том числе и история кино.

«По закону», режиссер — Лев Кулешов (1926)

В этой экранизации рассказа Джека Лондона «Неожиданное» Кулешов построил Юкон на Москве-реке. В первую очередь фильм знаменателен сочетанием рваного монтажа и длинных планов, но даже если отвлечься от технических нюансов, он до сих пор смотрится как минимум с интересом из-за моральной дилеммы — устроить над убийцей самосуд или отдать его в руки закона.

«Мать» (1926 год) и «Конец Санкт-Петербурга» (1927 год), режиссер — Всеволод Пудовкин

Первый фильм — экранизация Максима Горького и одно из самых больших достижений советского кино. Пронзительная история про семью из отца-черносотенца, сына-революционера и любящей матери, гибнущей с красным стягом в руках под копытами конных жандармов. Второй — тоже политический фильм про борьбу большевиков с миром капитала, крах империи через трагедию маленького человека. Роднит их не только отсутствие звука, призыв «пой, революция!» и завораживающее использование мультиэкспозиции, но и актер Александр Чистяков. В одном фильме он сыграл отца-тирана с бородой Пана, а в другом — рабочего, руководящего штурмом Зимнего дворца.

«Турксиб», режиссер — Виктор Турин (1929)

Немая, динамичная и полная энергии документалка в пяти частях и с хронометражем меньше часа о строительстве хлопкового пути СССР — Туркестано-Сибирской магистрали. Любопытно, что режиссер Виктор Турин в революционные годы посещал университет в Массачусетсе и вернулся только в 1922 году, пропустив самое важное для страны время.

«Андрей Рублев», режиссер — Андрей Тарковский (1966)

Бытописание великого иконописца представляет собой по сути альманах связанных сквозной сюжетной линией притч, где можно увидеть и христианские мотивы, и тему взаимоотношения власти и искусства. Однако прежде всего это кино, показывающее, из какой грязи и крови рождается искусство. Горящая корова, ослепленные мастера, разбредшиеся по лесу, Никулин, захлебывающийся кипящей смолой, — все обернется чередой икон в цветном финале черно-белого фильма. Каждую из них можно долго рассматривать и находить в ней фрагмент из только что просмотренной картины.

«Король Лир», режиссер — Григорий Козинцев (1970)

«В смутные года идет всегда слепец за сумасшедшим…» Ни грамма фальши в актерской игре (Юри Ярвет, озвученный Зиновием Гердтом, особенно прекрасен), ни одного слабого кадра — последний фильм Козинцева, снявшего, кстати, перед этим отменного «Гамлета», не зря попал в этот список. В прихотливых ракурсах и в сочетании света и тени при желании можно увидеть отголоски Ингмара Бергмана с Орсоном Уэлсом и очевидную схожесть с «Андреем Рублевым», но прежде всего это лучшая экранизация Шекспира в истории русского кино.

«Земля», режиссер — Александр Довженко (1930)

Немое кино про то, как в период коллективизации в деревню привезли трактор, кулакам это не понравилось, и они убили молодого коммуниста Василя. В пересказе звучит не очень увлекательно, но чего стоит один только танец подгулявшего Василя на ночной дороге, словно попавший в картину из «Заколдованного места». А монтаж сцены работы крестьян в поле? А похороны Василя, которые превращаются в митинг, «без попов и без дьяков», с «новыми песнями про новую жизнь»? А исступленный кулацкий танец на фоне торчащих из земли крестов? Пробирающий до кости сплав поэзии и реализма, Платонова и Гоголя, лирический взгляд на слом старого уклада и приход нового времени.

«Летят журавли» (1957 год) и «Баллада о солдате» (1959 год), режиссеры — Михаил Калатозов и Григорий Чухрай

Два красивейших фильма о любви и войне, один — поэма в прозе, второй — баллада, как и сказано в названии. В заслуженно получивших «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах «Журавлях» можно бесконечно восхищаться операторской работой Сергея Урусевского и любоваться на лицо Татьяны Самойловой. Фильм полон лиризма шестидесятых, романтики, входящей в клинч с эстетикой итальянского неореализма. Однако скромная, нежная и полная гуманизма картина Чухрая про путешествие солдата, который отправился в увольнительную повидать мать и по дороге влюбился, ранит больнее и остается в сердце зрителя дольше. Впрочем, тут все субъективно.

«Тени забытых предков» (1964 год) и «Цвет граната» (1969 год), режиссер — Сергей Параджанов

«Тени забытых предков» — пронзительная история любви, которая сильнее смерти, по новелле украинского писателя Михаила Коцюбинского. Можно долго говорить о столкновении в фильме языческого и христианского мировоззрений и о фольклорных мотивах. Но, чтобы проникнуться, достаточно посмотреть на маски, на финал с похоронами, на потрясающую сцену убийства, когда кровь заливает объектив камеры великого оператора Юрия Ильенко.

«Цвет граната» — фантасмагория, ожившая палитра красок, взгляд на внутренний мир средневекового армянского поэта Саят-Новы. Здесь сюжет отступает перед формой на задний план, но это никак не мешает передаче настроения. У Параджанова, как ни у кого другого, получалось сочинять поэзию в кино.

«Александр Невский», режиссер — Сергей Эйзенштейн (1938)

Да, агитационный фильм, зато какой! Внушительные сцены сечи, «фирменный» эйзенштейновский монтаж, симбиоз картинки и гениальной музыки Сергея Прокофьева. Чего стоит момент, когда на горизонте появляется лавина тевтонских рыцарей и звуки бубнов и дудок сменяются мрачно—величественной, почти церковной музыкальной темой. Но волноваться, конечно, не стоит — сама природа на нашей стороне, и все немцы уйдут под лед.

«Иван Грозный», режиссер — Сергей Эйзенштейн (1944)

Здесь прекрасно все — от сильнейшего образа и игры Николая Черкасова, костюмов и декораций до снятого в цвете танца опричников во второй, не понравившейся Сталину и запрещенной к показу части фильма (странно, что в список попала только первая серия фильма). Сейчас некоторые нюансы актерской игры могут казаться слегка комичными, но перед ощутимой, нешуточной мощью картины отпадают любые вопросы.

«Обыкновенный фашизм», режиссер — Михаил Ромм (1967)

Шедевр Ромма рекомендуется для просмотра не только документалистам и киноведам — сочетание жутких кадров, едкого закадрового комментария и бравурной музыки до сих оказывает очень сильный эффект.

«Война и мир», режиссер — Сергей Бондарчук (1967)

Масштабнейший советский фильм и, как к нему ни относись, безусловно смелая попытка Бондарчука экранизировать неподъемный роман русского классика.

«Восхождение», режиссер — Лариса Шепитько (1976)

Военное кино по повести Василя Быкова «Сотников» поднимает важнейшие моральные вопросы и в какой-то момент превращается в библейскую притчу. Музыка Альфреда Шнитке, игра Гостюхина, Плотникова и Солоницына и режиссура гениальной Ларисы Шепитько в буквальном смысле вынимают душу.

«Ностальгия», режиссер — Андрей Тарковский (1983)

«Итальянский» фильм Тарковского по сценарию Тонино Гуэрра с Олегом Янковским в главной роли полон классической музыки, обрывков из стихов, многозначительности и тумана в прямом и переносном смысле. Его можно любить или не любить (в конце концов, именно отсюда родилась «тарковщина», испортившая многих начинающих режиссеров), но в данном случае это настоящее искусство, без всяких кавычек.

«Русский ковчег», режиссер — Александр Сокуров (2002)


Фильм, снятый в постсоветской России, безусловно, заслуживает внимания из-за технического приема, который Сокуров делает краеугольным камнем всей конструкции. Да, фильм снят одним планом, без монтажных склеек — в течение полутора часов камера путешествует по Зимнему дворцу, «культурному ковчегу» России, и это как минимум красиво.

Мар 5, 2016
Волнующие фотоПальчики оближешь! (6 рецептов блинчиков)
Комментарии: 28
  1. Аватар (foz)
    foz
    5 г. назад

    Александра Невского им очень полезно будет посмотреть, а фразу в конце фильма надо выучить наизусть.

    ОтветитьОтмена
    • Аватар (osadcheff)
      osadcheff
      5 г. назад

      foz, получив по щам от монголов, японцев, немцев ( в первую мировую), финнов и афганцев осталось только тешить себя иллюзиями сталинского пропагандистского кино ))
      реальность это не кино, вы судя по всему сами в армии не служили иначе бы пафоску бы поубавилось

      ОтветитьОтмена
      • Аватар (foz)
        foz
        5 г. назад

        osadcheff, финнов мы победили, афганцев победить задача не стояла, да и кто их когда побеждал?

        ОтветитьОтмена
        • Аватар (localdumb)
          localdumb
          4 г. назад

          Зачем отвечать на заведомо мудацкий вопрос, заданный мудаком?

          ОтветитьОтмена
  2. Аватар (wovanik)
    wovanik
    5 г. назад

    Лично мне трудно понять почему “Броненосец Потемкин” лучший фильм всех времен и народов, хотя я с детства об этом слышу. Несколько раз смотрел его. Ну не понимаю!!! Ведь есть взгляд и “по другую сторону баррикад”.

    ОтветитьОтмена
    • Аватар (alenders)
      alenders
      5 г. назад

      wovanik, это как поэзию Пушкина понимать. Надо сначала читать русских поэтов бывших перед Пушкиным. А потом прочитать стихи Пушкина. И сразу станет ясно почему Пушкин гений. И с “Броненосец Потемкин” та же катавасия. Надо смотреть фильмы снятые до него, что бы понять какой это новаторский фильм. Сейчас это конечно уже не видно, сейчас эти приемы в кинематографе являются элементарной основой и применяются всеми киношниками.

      ОтветитьОтмена
  3. Аватар (Билл)
    Билл
    5 г. назад

    Был за границей в семейной обстановке. Женщины, как и у нас сидели перед ТВ. Наконец, они решили выключить “ящик”. Я спросил, почему так спешно. “А сейчас будет русский фильм про какие-то службы”… Я упросил их не выключать и посмотреть, хоть немного. После просмотра, они обрушили на меня кучу комплиментов и благодарностей. Фильм очень понравился и они просили назвать еще такие же наши фильмы. Фильм был “Служебный роман”!!!!! А второй случай был в кинотеатре. Наши “кинодельцы” дали фильм “Гранатовые гроздья”. Решил посмотреть. В кассе ни души. Подумал – аншлаг… Попросил найти 2 билета. Кассирша предложила подождать, может еще кто-либо подойдет, потому, что крутить фильм для нас двоих – нерентабельно. У нас, по возвращению увидел афишу и пошел посмотреть этот “шедевр”. До конца не досидел. Там простая колхозница вывела новый сорт винограда. Агроном был против, но парторг добился выращивания… Как это было “интересно” смотреть людям, которые не понимали что такое “парторг”!

    ОтветитьОтмена
Предыдущие комментарии
Оставить комментарий

Самое популярное за месяц

Еще
Подписка


2020 © Boltai  |  Обратная связь
X

Поделитесь темой

Ваш email: Пароль от email: Мы не храним Ваш пароль