Ни старший, ни младший-посредине. Его мучает вопрос самоидентификации, поиска своего места среди сиблингов ( родных братьев и сестер). Он вынужден часто подстраиваться под текущую ситуации и выступать то в роли старшего, то в роли младшего. Это добавляет нестабильности и неуверенности в его психологическое состояние. Родители часто заняты старшим и младшим ребенком и упускают среднего из вида, ошибочно полагая, что с ним меньше всего проблем, а зря!
Психологические особенности вторых детей
Второй ребенок еще помнит, каким вниманием он был окружен, пока был на позиции младшего, но родился новый ребенок и занял его место. Старший был у родителей единственным и он на 100% процентов уверен в своем превосходстве, поэтому не теряет возможности указать среднему на его второе место подле него. Пока средний был самым маленьким, родители окружали его своим теплом и сглаживали конкуренцию со старшим. Но теперь все поменялось, его подвинули с места «любимчика» и средний вступает в борьбу за самоопределение.
«Синдром среднего ребенка»
Психологически второму ребенку очень трудно, его поведение меняется часто не в лучшую сторону и выражается как «синдром среднего ребенка», которому характерны: непослушание и плохое поведение дома и среди сверстников; нежелание учиться; демонстративные протесты и истерики с целью обратить на себя внимание. Бывают обратные ситуации, когда ребенок становится почти идеальным и внешне никак не выражает внутренние переживания. Однако, начинают проявляться психосоматические заболевания: плаксивость, истерики, энурез, навязчивые движения, тики, заикания.
Разнополым сиблингам с разницей в 5-6 лет везет больше, особенно, когда старший ребенок-девочка. Старшие дети склонны помогать младшим, а не конкурировать. Каждый из детей успевает побыть «маленьким, а потом единственным». Близкие по возрасту однополые дети конкурируют сильнее, чем разнополые. Если старший и средний- мальчики, соревнование и борьба за внимание родителей часто переходит и во взрослую жизнь.
Как помочь среднему ребенку
1.Родители в организации досуга среднего ребенка обычно присоединяют или к старшему, или к младшему. Книги и игры старшего среднему еще сложны и он их не очень понимает, зато «Теремок» и пирамидки младшего уже явно перерос. У среднего должны быть свои игры, книги, интересы и возможность заняться всем этим богатством с родителями.
2.Распределите обязанности между детьми по дому и стимулируйте их исполнение.
3.Дайте возможность среднему быть непохожим. Покупайте ему одежду и игрушки, даже если у вас остались вещи от старшего ребенка.
4.Понаблюдайте в течение пары недель, а лучше запишите в дневник, сколько времени вы фактически тратите на каждого ребенка. Записывайте и те моменты, когда кто-то из детей переключил ваше внимание на себя. Эта информация поможет вам уделить время тому, кому это действительно нужно.
5.Не бойтесь перехвалить среднего, помогите ему понять, в чем он для всех вас самый лучший, самый уникальный. Наделите его специальной миссией, без которой ваша семья не справится.
6.Целуйте, обнимайте и хвалите среднего, но не сравнивайте его с братьями, сестрами, сверстниками.
Средние дети-золотая средина!
Они умеют находить общий язык как с младшими, так и со старшими. Прекрасно уживаются в коллективе, становясь душой компании. Их широкий опыт общения отличается от братьев и сестер. Именно они выступают в роли миротворцев среди детей и даже родителей. Среди них чаще всего встречаются дипломаты, искатели, актеры, успешные руководители.
Читайте также:
Я- старший ребенок в семье и мне обидно…
Младший ребенок в семье – хочу еще больше внимания!