Какие схемы чаще всего используют мошенники

1. Звонок из банка

На телефон поступает звонок якобы от банка. Собеседник говорит, что пришёл большой платёж, с карты пытались снять деньги, счёт заблокирован или что-то в этом роде. Чтобы спасти средства или перевести платежи, он просит назвать данные карты или цифры из СМС.

С помощью этой информации мошенник получит доступ к мобильному банку и снимет все деньги или оплатит картой покупки в интернете.

2. СМС из банка

Чаще всего СМС из банка сообщает, что карта заблокирована, и предлагает позвонить по указанному номеру или перейти по ссылке.

В первом случае собеседник попытается получить данные карты или коды из СМС, как в первом пункте. Во втором — на телефоне окажется вредоносная программа, которая скопирует данные, необходимые для вывода средств.

3. Крупный выигрыш

Есть несколько вариантов, как разыгрывается эта схема:

  • Приходит информация о выигрыше, для получения которого нужно заплатить налог, комиссию или что-то ещё. Деньги предсказуемо совершат путешествие в один конец.
  • Вам предлагают участвовать в викторине с крупным выигрышем. Вы видите вопросы, они простые, и рука сама тянется отправить ответ. Но за каждое СМС с вас снимут весомую сумму денег. Ещё один вариант платы за участие — просьба ввести код.

4. Предложение купить важный товар

Человеку звонят и предлагают купить «только сегодня и только сейчас» очень важный и нужный товар. Как правило, это медицинский прибор или лекарство, которые должны справляться с наиболее распространёнными болезнями. У пожилого человека обычно одно из этих заболеваний есть.

Мошенник может представиться врачом из поликлиники. Он будет сгущать краски и рассказывать, как мало осталось жить собеседнику, если он не приобретёт товар. Нужно иметь очень крепкие нервы, чтобы противостоять такому нажиму.

5. Беда у близкого

Здесь снова существует несколько схем:

  • Родителю звонит их якобы сын или внук и говорит, что попал в беду, чаще всего сбил человека. И теперь с него требуют взятку, чтобы избежать наказания. Обычно мошенник начинает беседу со слов «Мама / папа, это я», и доверчивый родитель сам называет его по имени. Дальнейший развод на деньги — дело техники. Средства могут попросить перевести на счёт, но, скорее всего, их заберёт курьер, чтобы было тяжелее отследить участников схемы.
  • Мошенник представляется полицейским, а в остальном развитие событий дублирует первый пункт.
  • Родителю приходит СМС с просьбой немедленно перевести деньги на определённый номер, при этом звонить на него якобы нельзя. Обеспокоенный родственник переводит средства.

6. Непонятный заказ

На телефон приходит СМС, что заказ сформирован и будет доставлен через определённое время, а пока вы должны оплатить его. Позднее «представитель магазина» перезвонит и, когда вы скажете, что ничего не заказывали, будет взывать к совести, что они уже потратились на доставку и надо бы за неё заплатить.

7. Ошибочный платёж

Мошенник связывается с вами и говорит, что по ошибке положил деньги на ваш телефон. Перед этим может прийти СМС со стандартным текстом: «На ваш счёт зачислено…». Злоумышленник извиняется и просит перевести такую же сумму на его номер. Проблема в том, что СМС о зачислении средств — фикция, и вы просто переводите деньги.

Что делать

1. Проговорите с близкими все схемы мошенничества

Некоторые вещи вам могут казаться очевидными, но это не так. Информационное поле старших родственников может значительно отличаться от вашего. И если вы ежедневно читаете в интернете десяток статей об обманутых по телефону пенсионерах, то родители могут столкнуться с этими данными впервые, когда сами станут жертвами. Поэтому терпеливо объясните, как действуют мошенники и на что рассчитывают.

2. Попросите не переводить никому деньги до беседы с вами

Объясните, что это не связано с недоверием или сомнениями в способности родителей принимать решения. Просто вы беспокоитесь и не хотите, чтобы они стали жертвами мошенников, действуя на эмоциях.

Составьте список лиц, с кем можно связаться в этом случае: если они не дозвонятся до вас, поможет кто-нибудь другой.

3. Оговорите, как вы можете обратиться за помощью

Детям, внукам иногда может понадобиться финансовая помощь. В идеале родитель должен перезвонить просящему и убедиться, что это он.

Но случаи бывают разные, и вы можете оказаться без денег и телефона. Поэтому обсудите (а лучше напишите памятку), что в СМС или телефонном разговоре с просьбой о переводе денег, поступившем с незнакомого номера, вы будете использовать кодовую фразу для идентификации. Лучше, если она хорошо вписывается в вашу манеру речи.

Одна женщина не купилась на уловки мошенников, потому что в СМС было написано «Мамочка, пришли, пожалуйста, денежек». Она пояснила, что её дочь написала бы: «Мать, вышли бабосы». Так что это точно обман.

Что касается разводов в стиле «мама, я сбил человека, нужна взятка», в таких ситуациях у многих здравый смысл отключается. Подумайте, какие аргументы в этом вопросе сработают именно с вашими родителями. Например, многие осознают, что взятка — это преступление, как и ДТП со смертельным исходом, и не спешат доставать деньги.

Одна бабушка в подобной ситуации не паниковала, потому что знала: никто не хочет её волновать, поэтому она будет последней, кто узнает о подобной ситуации. Денег она, разумеется, никому не перевела.

4. Запретите говорить личные данные и информацию из СМС

Запретить — громкое слово, но именно такого результата вы должны добиться. Объясняйте, сгущайте краски, отвечайте на миллион вопросов, но ваша цель — любой ценой донести, что несколько цифр из СМС могут оставить без денег. Поэтому говорить их никому нельзя.

Более того, СМС с кодами от банка, если человек ничего не оплачивает и не покупает онлайн, должны насторожить: это может быть попыткой взлома.

Так что обо всех подобных фактах родители должны сообщать вам. Под «договор о неразглашении» также должны попасть паспортные данные и любая информация с карты.

5. Расскажите о процессе блокировки карты

Объясните, что блокировка карты (которой любят пугать мошенники) — это не так страшно и что деньги не растворятся в воздухе, их можно будет забрать со счёта.

Если карту действительно заблокировали, как написано в СМС, то звонить в банк можно, но только по номеру, который указан на сайте или на самой карте. А вот цифры в сообщении лучше проигнорировать.

6. Предостерегите от покупок по телефону

Продавцы-мошенники разговаривают с жертвой так, будто облагодетельствовали её предложением своего товара. Разрушайте эту иллюзию на корню.

Если кто-то звонит с предложением покупки, всё, что он хочет, — получить деньги.

Маловероятно, что у него действительно осталось «всего два экземпляра». Это и нужно донести до родителей.

Отдельно проговорите, что им не будет звонить врач, который нашёл лекарство от всех болезней, или работник соцслужбы, обещающий снизить пенсионный возраст персонально для них за небольшую плату.

Сюда же можно отнести выигрыши: с бесплатным сыром ничего не изменилось, он всё так же поджидает только в мышеловке.

7. Расскажите об опасности перехода по ссылкам

Ссылки в СМС-сообщениях призывно манят, но переходить по ним не стоит. Кажется, что это каждый первоклассник знает, но вот пожилые родители могут быть не в курсе.

Если у родителей смартфоны, позаботьтесь об антивирусе. Никаких гарантий он не даст, но обезвредит хотя бы простейшие угрозы, одной головной болью будет меньше.

8. Попросите быть менее добрыми и отзывчивыми

Мошенничество с деньгами, нечаянно положенными на чужой телефонный счёт, основывается на отзывчивости. Человеку чужого не надо, поэтому он охотно вернёт средства.

Расскажите пожилым родственникам, что неверный платёж за сотовую связь отправитель может отменить самостоятельно, если, конечно, такой платёж был.

9. Предупредите об опасности ввода кодов

За вводом кода или отправкой сообщения на короткий номер часто следует снятие крупной суммы денег. Поэтому надо быть с этим осторожнее. Если родители не уверены в том, что делают, пусть дождутся вас.

10. Апеллируйте к интуиции и здравому смыслу

Родители прожили долгую жизнь и получили большой опыт. Так что если у них в ходе телефонного разговора появляются сомнения, скорее всего, они оправданы, доверять не нужно. Опасения должны вызвать настойчивость собеседника, требование быстро принять решение, любое упоминание денежных вопросов, тон, которым обычно не разговаривают с незнакомыми людьми.

Не доверять и ошибиться в материальных вопросах лучше, чем доверять и ошибиться.

Поделитесь статьей с друзьями!